Развиваем фонематический слух




Первый шаг к успеху в овладении грамотой – это развитый фонематический слух. Ребенок может иметь хороший слух с медицинской точки зрения и иметь неразвитое фонематическое восприятие. Что это значит? Это значит, что ребенок может слышать и понимать звуки окружающего мира, но плохо различать звуки человеческой речи. Отсюда не понимание речи собеседника, трудности в формировании правильного звукопроизношения и в освоении речи.
При обучении детей грамоте, очень важно правильно использовать термины и понятия фонетики. Звуки, буквы и названия букв– это разные вещи.
Звук невидим, мгновенен и летуч. Мы не можем его потрогать или увидеть. Звуки человеческой речи – строительный материал языка.
Можно играть дома в игры, которые помогают дошкольникам изучать звуки и закреплять правильное произношение.
«Волшебная палочка». Взрослый задаёт слово, а ребёнок заменяет первый звук в нём на автоматизируемый.
«Назови маленький предмет». Ребёнку предлагают слова, где есть нужный звук, и просят изменить его.
«Магазин». Ребёнок представляет, что пришёл в волшебный магазин, где можно купить только предметы с определённым звуком.
«Слово — шаг». Разрешается делать шаг, называя любое слово с нужным звуком. Задача — дойти до конца ковра или противоположной стены.
«Что вокруг». Игра-соревнование, в которой ребёнок и взрослый по очереди называют предметы с закрепляемым звуком, которые есть вокруг. 1
«Всезнайка». Дошкольник должен ответить на вопросы, называя слова, которые начинаются с определённого звука.
«Кто больше». Ребёнок и взрослый соревнуются в придумывании слов с закрепляемым звуком.
«Мы — артисты». Ребёнок и взрослый несколько раз повторяют скороговорку, чистоговорку или короткое стихотворение с закрепляемым звуком разными интонациями.
При автоматизации звуков главное — не быстрота, а правильность проговаривания. Также рекомендуется заниматься систематически, лучше каждый день по 10–15 минут.